Экологическое проектирование

Экологическое проектирование 2019-05-19T23:08:07+03:00

В соответствии со ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I–V классов опасности, обязаны оформлять паспорта на отходы 1-4 класса опасности.

При этом подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов (далее — ФККО), не требуется. На отходы, не включенные в ФККО, хозяйствующие субъекты обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования согласно Порядку отнесения отходов к классу для их включения в ФККО.

Этапы оформления паспортов на отходы:

  • Определения перечня, отходов, образующихся на предприятии;
  • Организация анализа проб отходов аккредитованной лабораторией;
  • Расчет класса опасности;
  • Оформление паспортов на отходы 1-4 кл. опасности.
  • Формирование и отправка заявок по паспортизации отходов через личный кабинет природопользователя;
  • Сопровождение рассмотрения паспортов на отходы 1-4 класса опасности и материалов по паспортизации в Межрегиональном управлении Росприроднадзора по Краснодарскому краю и республике Адыгея, получение письма о направлении паспортов отходов.

Строк действия паспорта на отход – бессрочно.

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) требуется на основании ст.18 ФЗ №89 от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления», Приказа Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» и других нормативных документов РФ.

Документ необходим индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в процессе хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, кроме субъектов малого и среднего предпринимательства.

Этапы разработки ПНООЛР:

  • Сбор исходных данных;
  • Инвентаризация отходов;
  • Разработка ПНООЛР;
  • Сопровождение согласования ПНООЛР в Межрегиональном управлении Росприроднадзора по Краснодарскому краю и республике Адыгея/Министерстве природных ресурсов и получение Документа об утверждении лимитов на размещение отходов.

Срок действия лимитов на размещение отходов — 5 лет, при ежегодном подтверждении Техническим отчетом по обращению с отходами.

Проект предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ (проект ПДВ)* требуется на основании п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и других нормативных документов РФ.

Документ необходим индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, имеющим стационарные источники выбросов на предприятии. Основная цель проекта предельно допустимых выбросов – оценка воздействия производственной деятельности предприятия, имеющего стационарные источники выбросов в атмосферу, на загрязнение окружающей природной среды. В проекте ПДВ учитываются характеристика организации как источника загрязнения атмосферы, проводится расчет и определение предложений нормативов ПДВ.

Этапы разработки проекта ПДВ:

  • Сбор исходных данных;
  • Проведение инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ и разработка отчета по инвентаризации;
  • Получение информации о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в Росгидромете (при необходимости);
  • Разработка проекта ПДВ;
  • Сопровождение санитарно-эпидемиологической экспертизы проектной документации в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»/Аккредитованном органе инспекции;
  • Сопровождение получения санитарно-эпидемиологического заключения в Управлении Роспотребнадзора по Краснодарскому краю;
  • Сопровождение согласования проекта ПДВ в Межрегиональном управлении Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Министерстве природных ресурсов Краснодарского края и получение Утвержденных нормативов ПДВ и Разрешения на выброс загрязняющих веществ.

Срок действия нормативов ПДВ и разрешения на выброс загрязняющих веществ  — 7 лет.

План мероприятий по снижению выбросов при неблагоприятных метеоусловиях (план НМУ) требуется на основании ФЗ-96 «Об охране атмосферного воздуха» п. 3 ст. 19, РД 52.04.52-85 Методические указания «Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях)», а так же, при выполнении условий действия Разрешения на выброс загрязняющих веществ.

Документ необходим индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, имеющим стационарные источники выбросов на предприятии, которые имеют 1 и 2 категорию воздействия либо 3 категорию по рекомендации органов исполнительной власти. Мероприятия должны учитывать специфику работы рассматриваемого предприятия и быть практически выполнимыми.

Этапы разработки плана НМУ:

  • Разработка пояснительной записки;
  • Определение веществ и источников, требующих снижение выбросов ЗВ;
  • Разработка плана мероприятий по снижению выбросов при не благоприятных метеорологических условиях;
  • Сопровождение согласования плана НМУ в Министерстве природных ресурсов.

Срок действия утвержденного плана НМУ устанавливается до окончания срока действия Разрешения на выброс загрязняющих веществ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 №222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека.

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — это зона, которая отделяет предприятие от жилой (селитебной) зоны либо от других зон функционального использования территории с нормативно закрепленными требованиями к качеству окружающей среды.

Этапы установления СЗЗ:

  • Обследование предприятия и сбор исходных данных;
  • Организация лабораторных наблюдений аккредитованной лабораторией (при необходимости);
  • Разработка проекта обоснования размеров расчетной санитарно-защитной зоны;
  • Сопровождение санитарно-эпидемиологической экспертизы проектной документации в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»/Аккредитованном органе инспекции;
  • Сопровождение получения санитарно-эпидемиологического заключения в Управлении Роспотребнадзора по Краснодарскому краю;
  • Проведение натурных наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха и шума аккредитованными лабораториями на основании плана графика, разработанного в составе проекта обоснования размеров СЗЗ в течении 1 года;
  • Сопровождение получение санитарно-эпидемиологического заключения в Управлении Роспотребнодзора на окончательную или установленную СЗЗ на основании проекта обоснования размеров расчетной СЗЗ и результатов натурных наблюдений;
  • Факультативный этап — внесение сведений о границах установленной СЗЗ в правила землепользования и застройки муниципального образования.

Сроки действия проекта СЗЗ и санитарно-эпидемиологического заключения законодательно не регламентированы. Временные ограничения устанавливаются непосредственно в бланке санитарно-эпидемиологического заключения, выданного Управлением Роспотребнадзора. Пересмотр сроков осуществляется при необходимости пересмотра размеров СЗЗ в таких случаях: изменяется технологический цикл производственного объекта; изменяется производительность предприятия; изменяется эксплуатируемое оборудование; осуществляются строительные работы; и тп. В иных случаях срок действия СЗЗ автоматически считается бессрочным и соответствует периоду существования самого предприятия.

Разработка нормативов допустимых сбросов (проекта НДС) требуется на основании Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; Водного кодекса России от 03.06.2006 № 73-ФЗ и СанПиН 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод».

Проект нормативов допустимых сбросов (проект НДС) является обязательным для юридических и физических лиц, занимающихся сбросом сточных вод с территории предприятия (хозяйственно-бытовые, производственные, ливневые) в открытые водные объекты (канавы, ручьи, реки, озера, моря, океаны и т.д.), а так же для абонентов централизованных систем водоотведения.

Основанием для разработки Проекта НДС для абонентов централизованных систем водоотведения является Федеральный закон от 07.12.2013г № 416-ФЗ. «О водоснабжении и водоотведении», при этом среднесуточный объем отводимых сточных вод с указанных объектов должен составлять более 200 м3/сут суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения. Если суммарный среднесуточный объем отводимых сточных вод меньше 200 м3/сут, то разработка НДС не требуется.

Этапы разработка проекта НДС:

  • Сбор исходных данных;
  • Инвентаризация источников сбросов;
  • Организация лабораторных исследований в аккредитованной лаборатории (качественный химический анализ уровня загрязненности образцов стоков) (при необходимости);
  • Получение информации о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в Росгидромете (при необходимости);
  • Расчет нормативов допустимых сбросов, разработка проекта НДС;
  • Сопровождение согласования в: Управлении Роспотребнадзора по Краснодарскому краю; Росгидромете; Азово-Черноморском территориальном управлении Росрыболовства; Кубанском бассейновом водном управлении.
  • Сопровождение согласования и получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в Межрегиональном управлении Росприроднадзора по Краснодарскому краю и республике Адыгея*.

*При не достижении нормативов НДС требуется разработка плана снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС, который утверждается в Межрегиональном управлении Росприроднадзора по Краснодарскому краю и республике Адыгея.

Срок действия разрешения на сброс загрязняющих веществ – 3-5 лет при отсутствии изменений в производственной деятельности.

В соответствии с требованиями ст. 67 Федерального закона №7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» и Приказа Минприроды России от 28.02.2018 N 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» программа производственного экологического контроля (ПЭК)) должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, по каждому объекту с учетом его категории*, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.

*Категория объектов присваивается согласно Постановлению Правительства РФ № 1029 от 28.09.2015 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

Этапы разработки ПЭК:

  • Сбор исходных данных;
  • Разработка программы ПЭК.

Утверждает ПЭК руководитель предприятия.

Срок действия программы ПЭК: бессрочно, но подлежит корректировке при изменении технологических процессов, замене оборудования, появления новых источников выбросов, сбросов, отходов и т.д.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и республике Адыгея (федеральный надзор) или Министерство природных ресурсов Краснодарского края (региональный надзор) отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены вышеуказанным  Приказом № 74, а именно – ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов 1 — 4 классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление на основании Федеральных законов от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и № 458 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (в редакции ФЗ от 29.06.2015 № 203-ФЗ).

Этапы оформления лицензии на обращение с отходами:

  • Сбор исходных данных;
  • Подготовка документов для получения лицензии на деятельность по сбору и транспортированию отходов I-IV класса опасности,
  • Организация определения класса токсичности отходов, разработки и сопровождение экспертизы материалов обоснования класса токсичности отходов в Управлении Роспотребнадзора по Краснодарскому краю (при необходимости);
  • Организация обучения специалистов в образовательном центре, осуществляющим образовательную деятельность на основании лицензии и получение свидетельств установленного образца (при необходимости).
  • Сопровождение санитарно-эпидемиологической экспертизы документов для получения лицензии на деятельность по сбору и транспортированию отходов I-IV класса опасности в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»/ Аккредитованном органе инспекции;
  • Сопровождение получения санитарно-эпидемиологического заключения в Управлении Роспотребнадзора по Краснодарскому краю,
  • Сопровождение получения лицензии на деятельность по сбору и транспортированию отходов I-IV класса опасности в Межрегиональном управлении Росприроднадзора по Краснодарскому краю и республике Адыгея.

Срок действия лицензии на обращение с отходами – бессрочно.

Добыча подземных вод юридическим лицом с соответствие с Федеральным законом «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1 должна осуществляться только при наличии Лицензии на право пользования недрами.

Лицензия на пользование недрами (Лицензия на недропользование) — это документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. 

Этапы оформления лицензии на пользование недрами:

  • Сбор исходных данных;
  • Подготовка пакета документов для получения лицензии на пользование недрами;
  • Сопровождение получения лицензии на пользование недрами в Министерстве природных ресурсов Краснодарского края (при добыче до 100 м3/сутки)/Управление по недропользованию по Краснодарскому краю.

Срок действия лицензии на недропользование – до 25 лет.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 «Водного кодекса Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации (далее — субъекты РФ), собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование на основании договоров/решений на водопользование.

Договор водопользования оформляется для:

1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;

2) использования акватории водных объектов, в т.ч. для рекреационных целей;

3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии;

Решение на водопользование оформляется для:

  • обеспечения обороны страны и безопасности государства;
    2) сброса сточных вод и (или) дренажных вод;
    3) строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;
    4) создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов, искусственных земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами;
    5) строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;
    6) разведки и добычи полезных ископаемых;
    7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;
    8) подъема затонувших судов;
    9) сплава древесины в плотах и с применением кошелей;
    10) забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);
    11) организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.

Этапы оформления договора/решения на водопользование:

  • Сбор исходных данных;
  • Подготовка пакета документов для получения лицензии на пользование недрами;
  • Сопровождение получения лицензии на пользование недрами в Министерстве природных ресурсов Краснодарского края(для водотоков)/Кубвнском бассейновом водном управлении (для морей).

Срок водопользования устанавливается от 1 года до 20 лет в зависимости от цели и условий использования водного объекта.

Проект ЗСО обязателен для подземных (скважина) и поверхностных водозаборов в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4. 1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Проект зон санитарной охраны – документ, устанавливающий границы с особым санитарным режимом, препятствующим риску загрязнения источника водоснабжения, используемого для хозяйственно-питьевых целей.

Этапы разработки проекта ЗСО:

  • Сбор исходных данных;
  • Разработка проекта ЗСО;
  • Сопровождение санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта ЗСО в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»/ Аккредитованном органе инспекции;
  • Сопровождение получения санитарно-эпидемиологического заключения в Управлении Роспотребнадзора по Краснодарскому краю,
  • Сопровождение согласования в Министерстве природных ресурсов Краснодарского края.

Установленные границы ЗСО действуют бессрочно и могут быть пересмотрены в случае возникших или предстоящих изменений в эксплуатации источников водоснабжения (в т. ч. производительности водозаборов подземных вод) или местных санитарных условий.

Проект ЗСО обязателен для подземных (скважина) и поверхностных водозаборов в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4. 1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Проект зон санитарной охраны – документ, устанавливающий границы с особым санитарным режимом, препятствующим риску загрязнения источника водоснабжения, используемого для хозяйственно-питьевых целей.

Этапы разработки проекта ЗСО:

  • Сбор исходных данных;
  • Разработка проекта ЗСО;
  • Сопровождение санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта ЗСО в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»/ Аккредитованном органе инспекции;
  • Сопровождение получения санитарно-эпидемиологического заключения в Управлении Роспотребнадзора по Краснодарскому краю,
  • Сопровождение согласования в Министерстве природных ресурсов Краснодарского края.

Установленные границы ЗСО действуют бессрочно и могут быть пересмотрены в случае возникших или предстоящих изменений в эксплуатации источников водоснабжения (в т. ч. производительности водозаборов подземных вод) или местных санитарных условий.

Паспорт водного хозяйства требуется юридическим лицам на основании Постановления Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. № 167 «Об утверждении правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации», Закона Краснодарского края от 05.06.2008 № 1479-кз «О порядке расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности Краснодарского края».

Паспорт водного хозяйства оформляется для установления лимитов отпуска вод из горводопровода и прием стоков на очистные сооружения канализации, а также проведения обследования водопроводно-канализационных сетей площадки предприятия.  Оформление ПВХ является обязательным требованием для заключения договора на прием сточных вод.

Этапы разработки ПВХ:

  • Сбор исходных данных;
  • Разработка ПВХ;
  • Сопровождение согласования в Государственных и Территориальных службах «Водоканалов».

Срок действия паспорта водного хозяйства – 5 лет.

В соответствии с ч. 6 ст. 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» хозяйственная и иная деятельность на водных объектах рыбохозяйственного значения (моря, реки), а так же в их водоохранных зонах (пляж), должна осуществляться по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Этапы выполнения работ по оценке воздействия на водные биологические ресурсы:

  • Сбор исходных данных;
  • Разработка материалов по оценке воздействия деятельности на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания с расчетом прогнозируемого ущерба и разработкой мероприятий по возмещению наносимого ущерба водных биологических ресурсов;
  • Сопровождение рассмотрения материалов по оценке воздействия деятельности на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания с расчетом прогнозируемого ущерба и разработкой мероприятий по возмещению наносимого ущерба водных биологических ресурсов в Федеральном агентстве по Росрыболовству.

Срок действия оценки устанавливается в заключении Росрыболовства в каждом конкретном случае.

Согласно ст. 32 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Оценка воздействия на окружающую среду(ОВОС) проводится при планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Перечень мероприятий по охране окружающей среды (ПМ ООС) является обязательным разделом проектов нового строительства или реконструкции, содержащий мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Раздел «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» разрабатывается в  соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Раздел ПМ ООС в составе проектной документации сдается на государственную экспертизу, по результатам которой выдается заключение.

Предприятия, планирующие или осуществляющие хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах, на особо охраняемых природных территориях, деятельность связанная с размещением отходов I-V класса опасности и др. (ст.11 Федерального Закона РФ № 174-ФЗ от 12.02.2015 г.) так же должны разработать материалы ОВОС.

В соответствии с нормами ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объектах II категории объектов негативного воздействия на окружающую среду (НВОС), необходимо представление декларации о воздействии на окружающую среду (ДВОС).

Декларация о воздействии на окружающую среду является новым требованием законодательства. Требование о необходимости ее представления для объектов II категории НВОС вступило в силу с 1 января 2019 г.

Разработка декларации о воздействии на окружающую среду регламентируется Приказом Минприроды России от 11.10.2018 г. № 509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью». 

Этапы разработки проекта ПДВ:

  • Сбор исходных данных;
  • Получение информации о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в Росгидромете (при необходимости);
  • Расчет нормативов допустимых выбросов;
  • Расчет нормативов допустимых сбросов;
  • Предоставление декларации в Межрегиональное управлении Росприроднадзора по Краснодарскому краю или Министерство природных ресурсов Краснодарского края.

Хотите получить бесплатную консультацию? Заполните форму и наш специалист свяжется с Вами