В соответствии со ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I–V классов опасности, обязаны оформлять паспорта на отходы 1-4 класса опасности.
При этом подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов (далее — ФККО), не требуется. На отходы, не включенные в ФККО, хозяйствующие субъекты обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования согласно Порядку отнесения отходов к классу для их включения в ФККО.
Этапы оформления паспортов на отходы:
- Определения перечня, отходов, образующихся на предприятии;
- Организация анализа проб отходов аккредитованной лабораторией;
- Расчет класса опасности;
- Оформление паспортов на отходы 1-4 кл. опасности.
- Формирование и отправка заявок по паспортизации отходов через личный кабинет природопользователя;
- Сопровождение рассмотрения паспортов на отходы 1-4 класса опасности и материалов по паспортизации в Межрегиональном управлении Росприроднадзора по Краснодарскому краю и республике Адыгея, получение письма о направлении паспортов отходов.
Строк действия паспорта на отход – бессрочно.
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) требуется на основании ст.18 ФЗ №89 от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления», Приказа Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» и других нормативных документов РФ.
Документ необходим индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в процессе хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, кроме субъектов малого и среднего предпринимательства.
Этапы разработки ПНООЛР:
- Сбор исходных данных;
- Инвентаризация отходов;
- Разработка ПНООЛР;
- Сопровождение согласования ПНООЛР в Межрегиональном управлении Росприроднадзора по Краснодарскому краю и республике Адыгея/Министерстве природных ресурсов и получение Документа об утверждении лимитов на размещение отходов.
Срок действия лимитов на размещение отходов — 5 лет, при ежегодном подтверждении Техническим отчетом по обращению с отходами.
Проект предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ (проект ПДВ)* требуется на основании п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и других нормативных документов РФ.
Документ необходим индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, имеющим стационарные источники выбросов на предприятии. Основная цель проекта предельно допустимых выбросов – оценка воздействия производственной деятельности предприятия, имеющего стационарные источники выбросов в атмосферу, на загрязнение окружающей природной среды. В проекте ПДВ учитываются характеристика организации как источника загрязнения атмосферы, проводится расчет и определение предложений нормативов ПДВ.
Этапы разработки проекта ПДВ:
- Сбор исходных данных;
- Проведение инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ и разработка отчета по инвентаризации;
- Получение информации о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в Росгидромете (при необходимости);
- Разработка проекта ПДВ;
- Сопровождение санитарно-эпидемиологической экспертизы проектной документации в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»/Аккредитованном органе инспекции;
- Сопровождение получения санитарно-эпидемиологического заключения в Управлении Роспотребнадзора по Краснодарскому краю;
- Сопровождение согласования проекта ПДВ в Межрегиональном управлении Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Министерстве природных ресурсов Краснодарского края и получение Утвержденных нормативов ПДВ и Разрешения на выброс загрязняющих веществ.
Срок действия нормативов ПДВ и разрешения на выброс загрязняющих веществ — 7 лет.
План мероприятий по снижению выбросов при неблагоприятных метеоусловиях (план НМУ) требуется на основании ФЗ-96 «Об охране атмосферного воздуха» п. 3 ст. 19, РД 52.04.52-85 Методические указания «Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях)», а так же, при выполнении условий действия Разрешения на выброс загрязняющих веществ.
Документ необходим индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, имеющим стационарные источники выбросов на предприятии, которые имеют 1 и 2 категорию воздействия либо 3 категорию по рекомендации органов исполнительной власти. Мероприятия должны учитывать специфику работы рассматриваемого предприятия и быть практически выполнимыми.
Этапы разработки плана НМУ:
- Разработка пояснительной записки;
- Определение веществ и источников, требующих снижение выбросов ЗВ;
- Разработка плана мероприятий по снижению выбросов при не благоприятных метеорологических условиях;
- Сопровождение согласования плана НМУ в Министерстве природных ресурсов.
Срок действия утвержденного плана НМУ устанавливается до окончания срока действия Разрешения на выброс загрязняющих веществ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 №222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека.
Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — это зона, которая отделяет предприятие от жилой (селитебной) зоны либо от других зон функционального использования территории с нормативно закрепленными требованиями к качеству окружающей среды.
Этапы установления СЗЗ:
- Обследование предприятия и сбор исходных данных;
- Организация лабораторных наблюдений аккредитованной лабораторией (при необходимости);
- Разработка проекта обоснования размеров расчетной санитарно-защитной зоны;
- Сопровождение санитарно-эпидемиологической экспертизы проектной документации в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»/Аккредитованном органе инспекции;
- Сопровождение получения санитарно-эпидемиологического заключения в Управлении Роспотребнадзора по Краснодарскому краю;
- Проведение натурных наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха и шума аккредитованными лабораториями на основании плана графика, разработанного в составе проекта обоснования размеров СЗЗ в течении 1 года;
- Сопровождение получение санитарно-эпидемиологического заключения в Управлении Роспотребнодзора на окончательную или установленную СЗЗ на основании проекта обоснования размеров расчетной СЗЗ и результатов натурных наблюдений;
- Факультативный этап — внесение сведений о границах установленной СЗЗ в правила землепользования и застройки муниципального образования.
Сроки действия проекта СЗЗ и санитарно-эпидемиологического заключения законодательно не регламентированы. Временные ограничения устанавливаются непосредственно в бланке санитарно-эпидемиологического заключения, выданного Управлением Роспотребнадзора. Пересмотр сроков осуществляется при необходимости пересмотра размеров СЗЗ в таких случаях: изменяется технологический цикл производственного объекта; изменяется производительность предприятия; изменяется эксплуатируемое оборудование; осуществляются строительные работы; и тп. В иных случаях срок действия СЗЗ автоматически считается бессрочным и соответствует периоду существования самого предприятия.
Разработка нормативов допустимых сбросов (проекта НДС) требуется на основании Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; Водного кодекса России от 03.06.2006 № 73-ФЗ и СанПиН 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод».
Проект нормативов допустимых сбросов (проект НДС) является обязательным для юридических и физических лиц, занимающихся сбросом сточных вод с территории предприятия (хозяйственно-бытовые, производственные, ливневые) в открытые водные объекты (канавы, ручьи, реки, озера, моря, океаны и т.д.), а так же для абонентов централизованных систем водоотведения.
Основанием для разработки Проекта НДС для абонентов централизованных систем водоотведения является Федеральный закон от 07.12.2013г № 416-ФЗ. «О водоснабжении и водоотведении», при этом среднесуточный объем отводимых сточных вод с указанных объектов должен составлять более 200 м3/сут суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения. Если суммарный среднесуточный объем отводимых сточных вод меньше 200 м3/сут, то разработка НДС не требуется.
Этапы разработка проекта НДС:
- Сбор исходных данных;
- Инвентаризация источников сбросов;
- Организация лабораторных исследований в аккредитованной лаборатории (качественный химический анализ уровня загрязненности образцов стоков) (при необходимости);
- Получение информации о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в Росгидромете (при необходимости);
- Расчет нормативов допустимых сбросов, разработка проекта НДС;
- Сопровождение согласования в: Управлении Роспотребнадзора по Краснодарскому краю; Росгидромете; Азово-Черноморском территориальном управлении Росрыболовства; Кубанском бассейновом водном управлении.
- Сопровождение согласования и получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в Межрегиональном управлении Росприроднадзора по Краснодарскому краю и республике Адыгея*.
*При не достижении нормативов НДС требуется разработка плана снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС, который утверждается в Межрегиональном управлении Росприроднадзора по Краснодарскому краю и республике Адыгея.
Срок действия разрешения на сброс загрязняющих веществ – 3-5 лет при отсутствии изменений в производственной деятельности.
В соответствии с требованиями ст. 67 Федерального закона №7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» и Приказа Минприроды России от 28.02.2018 N 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» программа производственного экологического контроля (ПЭК)) должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, по каждому объекту с учетом его категории*, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.
*Категория объектов присваивается согласно Постановлению Правительства РФ № 1029 от 28.09.2015 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».
Этапы разработки ПЭК:
- Сбор исходных данных;
- Разработка программы ПЭК.
Утверждает ПЭК руководитель предприятия.
Срок действия программы ПЭК: бессрочно, но подлежит корректировке при изменении технологических процессов, замене оборудования, появления новых источников выбросов, сбросов, отходов и т.д.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и республике Адыгея (федеральный надзор) или Министерство природных ресурсов Краснодарского края (региональный надзор) отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены вышеуказанным Приказом № 74, а именно – ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов 1 — 4 классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление на основании Федеральных законов от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и № 458 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (в редакции ФЗ от 29.06.2015 № 203-ФЗ).
Этапы оформления лицензии на обращение с отходами:
- Сбор исходных данных;
- Подготовка документов для получения лицензии на деятельность по сбору и транспортированию отходов I-IV класса опасности,
- Организация определения класса токсичности отходов, разработки и сопровождение экспертизы материалов обоснования класса токсичности отходов в Управлении Роспотребнадзора по Краснодарскому краю (при необходимости);
- Организация обучения специалистов в образовательном центре, осуществляющим образовательную деятельность на основании лицензии и получение свидетельств установленного образца (при необходимости).
- Сопровождение санитарно-эпидемиологической экспертизы документов для получения лицензии на деятельность по сбору и транспортированию отходов I-IV класса опасности в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»/ Аккредитованном органе инспекции;
- Сопровождение получения санитарно-эпидемиологического заключения в Управлении Роспотребнадзора по Краснодарскому краю,
- Сопровождение получения лицензии на деятельность по сбору и транспортированию отходов I-IV класса опасности в Межрегиональном управлении Росприроднадзора по Краснодарскому краю и республике Адыгея.
Срок действия лицензии на обращение с отходами – бессрочно.
Добыча подземных вод юридическим лицом с соответствие с Федеральным законом «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1 должна осуществляться только при наличии Лицензии на право пользования недрами.
Лицензия на пользование недрами (Лицензия на недропользование) — это документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Этапы оформления лицензии на пользование недрами:
- Сбор исходных данных;
- Подготовка пакета документов для получения лицензии на пользование недрами;
- Сопровождение получения лицензии на пользование недрами в Министерстве природных ресурсов Краснодарского края (при добыче до 100 м3/сутки)/Управление по недропользованию по Краснодарскому краю.
Срок действия лицензии на недропользование – до 25 лет.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 «Водного кодекса Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации (далее — субъекты РФ), собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование на основании договоров/решений на водопользование.
Договор водопользования оформляется для:
1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
2) использования акватории водных объектов, в т.ч. для рекреационных целей;
3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии;
Решение на водопользование оформляется для:
- обеспечения обороны страны и безопасности государства;
2) сброса сточных вод и (или) дренажных вод;
3) строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;
4) создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов, искусственных земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами;
5) строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;
6) разведки и добычи полезных ископаемых;
7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;
8) подъема затонувших судов;
9) сплава древесины в плотах и с применением кошелей;
10) забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);
11) организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.
Этапы оформления договора/решения на водопользование:
- Сбор исходных данных;
- Подготовка пакета документов для получения лицензии на пользование недрами;
- Сопровождение получения лицензии на пользование недрами в Министерстве природных ресурсов Краснодарского края(для водотоков)/Кубвнском бассейновом водном управлении (для морей).
Срок водопользования устанавливается от 1 года до 20 лет в зависимости от цели и условий использования водного объекта.
Проект ЗСО обязателен для подземных (скважина) и поверхностных водозаборов в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4. 1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
Проект зон санитарной охраны – документ, устанавливающий границы с особым санитарным режимом, препятствующим риску загрязнения источника водоснабжения, используемого для хозяйственно-питьевых целей.
Этапы разработки проекта ЗСО:
- Сбор исходных данных;
- Разработка проекта ЗСО;
- Сопровождение санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта ЗСО в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»/ Аккредитованном органе инспекции;
- Сопровождение получения санитарно-эпидемиологического заключения в Управлении Роспотребнадзора по Краснодарскому краю,
- Сопровождение согласования в Министерстве природных ресурсов Краснодарского края.
Установленные границы ЗСО действуют бессрочно и могут быть пересмотрены в случае возникших или предстоящих изменений в эксплуатации источников водоснабжения (в т. ч. производительности водозаборов подземных вод) или местных санитарных условий.
Проект ЗСО обязателен для подземных (скважина) и поверхностных водозаборов в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4. 1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
Проект зон санитарной охраны – документ, устанавливающий границы с особым санитарным режимом, препятствующим риску загрязнения источника водоснабжения, используемого для хозяйственно-питьевых целей.
Этапы разработки проекта ЗСО:
- Сбор исходных данных;
- Разработка проекта ЗСО;
- Сопровождение санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта ЗСО в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»/ Аккредитованном органе инспекции;
- Сопровождение получения санитарно-эпидемиологического заключения в Управлении Роспотребнадзора по Краснодарскому краю,
- Сопровождение согласования в Министерстве природных ресурсов Краснодарского края.
Установленные границы ЗСО действуют бессрочно и могут быть пересмотрены в случае возникших или предстоящих изменений в эксплуатации источников водоснабжения (в т. ч. производительности водозаборов подземных вод) или местных санитарных условий.
Паспорт водного хозяйства требуется юридическим лицам на основании Постановления Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. № 167 «Об утверждении правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации», Закона Краснодарского края от 05.06.2008 № 1479-кз «О порядке расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности Краснодарского края».
Паспорт водного хозяйства оформляется для установления лимитов отпуска вод из горводопровода и прием стоков на очистные сооружения канализации, а также проведения обследования водопроводно-канализационных сетей площадки предприятия. Оформление ПВХ является обязательным требованием для заключения договора на прием сточных вод.
Этапы разработки ПВХ:
- Сбор исходных данных;
- Разработка ПВХ;
- Сопровождение согласования в Государственных и Территориальных службах «Водоканалов».
Срок действия паспорта водного хозяйства – 5 лет.
В соответствии с ч. 6 ст. 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» хозяйственная и иная деятельность на водных объектах рыбохозяйственного значения (моря, реки), а так же в их водоохранных зонах (пляж), должна осуществляться по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Этапы выполнения работ по оценке воздействия на водные биологические ресурсы:
- Сбор исходных данных;
- Разработка материалов по оценке воздействия деятельности на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания с расчетом прогнозируемого ущерба и разработкой мероприятий по возмещению наносимого ущерба водных биологических ресурсов;
- Сопровождение рассмотрения материалов по оценке воздействия деятельности на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания с расчетом прогнозируемого ущерба и разработкой мероприятий по возмещению наносимого ущерба водных биологических ресурсов в Федеральном агентстве по Росрыболовству.
Срок действия оценки устанавливается в заключении Росрыболовства в каждом конкретном случае.
Согласно ст. 32 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Оценка воздействия на окружающую среду(ОВОС) проводится при планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Перечень мероприятий по охране окружающей среды (ПМ ООС) является обязательным разделом проектов нового строительства или реконструкции, содержащий мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Раздел «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» разрабатывается в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Раздел ПМ ООС в составе проектной документации сдается на государственную экспертизу, по результатам которой выдается заключение.
Предприятия, планирующие или осуществляющие хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах, на особо охраняемых природных территориях, деятельность связанная с размещением отходов I-V класса опасности и др. (ст.11 Федерального Закона РФ № 174-ФЗ от 12.02.2015 г.) так же должны разработать материалы ОВОС.
В соответствии с нормами ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объектах II категории объектов негативного воздействия на окружающую среду (НВОС), необходимо представление декларации о воздействии на окружающую среду (ДВОС).
Декларация о воздействии на окружающую среду является новым требованием законодательства. Требование о необходимости ее представления для объектов II категории НВОС вступило в силу с 1 января 2019 г.
Разработка декларации о воздействии на окружающую среду регламентируется Приказом Минприроды России от 11.10.2018 г. № 509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью».
Этапы разработки проекта ПДВ:
- Сбор исходных данных;
- Получение информации о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в Росгидромете (при необходимости);
- Расчет нормативов допустимых выбросов;
- Расчет нормативов допустимых сбросов;
- Предоставление декларации в Межрегиональное управлении Росприроднадзора по Краснодарскому краю или Министерство природных ресурсов Краснодарского края.
Хотите получить бесплатную консультацию? Заполните форму и наш специалист свяжется с Вами
[contact-form-7 id=»922″ title=»Оставить заявку горизонтально»]